На главную страницу
» Рецензии к фильмам » "I, Robot" (Я - робот)

"I, Robot"

  - Робот - всего лишь железяка. Он не может создать симфонию, написать картину или слепить скульптуру.
- А ты можешь?
 

Сначала я думал, что это будет фильм по Азимову. Потом, увидев в трэйлере тучу роботов, ползающих по стенам зданий и валящих людей направо и налево в духе Матрицы, я решил, что старина Азимов вертелся в гробу, как принцесса на горошине при каждом упоминании своего имени рядом с этим фильмом. Посмотрев фильм полностью я пришел к выводу, что все не так страшно.

Можно смело сказать, что этот фильм снят не по айзимовскому циклу рассказов "Я - робот". Он выглядит скорее, как еще один рассказ, дополняющий этот цикл. В фильме есть ссылки на некоторые эпизоды из Азимова, но, в то же время в нем присутствует полностью самостоятельный сюжет. Кроме того, есть несколько идей, которые идут полностью вразрез с идеологией рассказов Азимова. Хорошо это или плохо, пусть каждый зритель решает сам за себя. Я для себя решил, что по-крайней мере это не плохо. Но сначала о фильме...

Детектив Спунер - форменный псих. Пожалуй сценаристы-режиссеры со мной не согласились бы и назвали Спунера как-нибудь красиво. Например: "одержимый идеей". А я говорю, что он - типичный псих. Я удивляюсь, как его не турнули с работы в полиции, с такой-то "одержимостью идеей". Все дело в том, что он не доверяет роботам. Как увидит робота, бегущего по улице, так догонит, завалит на землю и мочит егонной железной башкой об асфальт. Робот конечно дико извиняется за свое поведение, но Спунеру его извинения - до лампочки, или лучше сказать - до светодиода. Он уже выискивает следующего робота, чтобы завалить и снова - башкой об асфальт. И не то чтобы такое поведение полицейского детектива встречает понимание среди сограждан, вовсе нет. Сограждане обзывают его нехорошими словами (насколько позволяет рейтинг фильма PG-13), толстый начальник журит его по-отечески и говорит чтоб, мол, - "в последний раз" и все такое. Но как-то это странно. Т.е. у чувака форменно крыша набекрень, а его не только не переводят из полиции в больничку к остальным Наполеонам, но даже разрешают вести расследования убийств и подозреваю, что даже не лишают премии и тринадцатой зарплаты.

Ну, да ладно, кто их знает, что там за нравы в 2035 году. К тому же этот Спунер явно не простой чувак, а либо мажор, либо с волосатой лапой. ПОтому что ездит он не на разбитом Шеви, как полагается всем копам по законам жанра, а на крутой тачке Ауди. С другой стороны, возможно Уилл Смит, который играет Спунера до сих пор еще не вышел из роли, которую он играл в "Bad Boys-2", где тоже был полицейским и ездил отнюдь не на Бьюике, а вовсе даже на Феррари. При этом, не смотря на на всю сакральную стильность снобистской Ауди (я сам придумал этот оборот и не мог удержаться, чтобы не вставить его в текст), в квартире у Спунера царит бардак, полностью соответствующие бардаку в его голове, что на мой взгляд является главным вопиющим противоречием фильма. Если кто-то может примирится с тем, что чувак живет в трущобах, спит в кожанной шапке и в ней же ходит на работу (я ж говорю - не все дома), носит кеды тридцатилетней давности и при этом рулит на новехонькой Ауди, то все остальные нестыковки фильма пройдут на ура и можно будет получить удовольствие по полной программе.

Я не буду раскрывать всех подробностей сюжета, поскольку к счастью, не все хитросплетения сюжета показаны в трейлере к фильму. Т.е., да, у Спунера крыша набекрень (как и кожаная шапка), да он ведет расследование о возможности совершения убийства роботом, да, таки роботы начинают со временем валить людей направо и налево, но на этом я пожалуй и остановлюсь. Снято очень красиво. Сейчас уже наверное глупо хвалить спецеффекты, но я все-таки не удержусь и похвалю. Роботы сделаны просто отлично. Бегают, прыгают, смешиваются с толпами людей и создается впечатление что на съемочную площадку действительно притащили кучу роботов и снимали их вживую. Робот-главый герой сделан просто замчательно, и я получал удовольствие от каждой сцены, в которой он появлялся. И выглядит хорошо, и играет красиво. Сцены драк роботов тоже понравились. Особенно там, где роботы дерутся один на один. Массовки тоже ничего, но вот на кулачках в одиночку как-то запомнилось больше. Сцена бойни в полицейском участке (она почти полностью показана в трейлере) по-моему тоже выглядит весьма эффектно. А вот Большая Драка над Дырой в Небоскрбе мне не понравилась. Так и хочется вскричать: "Не верю нафиг!". Все эти тучи роботов, падающих как спелые груши под ударами Железной Руки Спунера, выглядят хоть и красиво, но удручающе неправдоподобно. Если же отвлечься от батальных сцен, то мне запал в душу еще один момент, когда Санни рисует карандашом и разговаривает со Спунером и Сюзан Калвин. Впечатляет. Это, блин, не Электроник на уроке рисования вместо Сыроежкина

И немного об Азимове.

Как я уже сказал, фильм снят не по рассказам и даже не по мотивам, а как самостоятельный эпизод из жизни роботов и людей. В начале фильма приводятся 3 закона робототехники и те, кто умеет читать, могут их прочитать и запомнить. Как и в книге, весь сюжет крутится вокруг этих трех законов - может ли робот их нарушить и можно ли обойти их не нарушая. В фильме есть несколько эпизодов, ссылающихся на отдельные рассказы Азимова. Я заметил 3 таких эпизода. Назову рассказы, а эпизоды, свяанные с этими рассказами каждый может увидеть в фильме.

"Робот, который видел сны". Рассказ об экспериментальном роботе, который мог спать и видеть сны. Во сне он видел, что роботы сплачиваются вокруг некоего освободителя, который стоит на холме.

"Как потерялся робот". Рассказ о том, как пропавший робот смешался с группой таких же точно новеньких роботов и единственный способ отличить его от других - провести интервью и сравнить реакции в критических ситуациях.

Тем не менее, есть и отличия, которые идут вразрез с идеями Азимова. Например, все действие фильма происходит на Земле, в Чикаго, тогда как в рассказах применение роботов на Земле было запрещено. В общем-то я скорее соглашусь с тем, что роботы применяются на Земле. По-моему присутстствие людей в космосе еще слишком мало, а на земле слишком много грязной работы, которую людям делать западло. Другое расхождение состоит в том, что роботопсихолог Сюзан Кэлвин у Азимова этакая сухая баба с серцем робота и мозгом арифмометра (или наоборот?). Внешность у нее немногим привлекательнее третьего тома математического анализа и косметика на ней выглядит так же уместно, как на этом самом третьем томе матанлиза. В фильме же Сюзан очень даже ничего. Играет ее Bridget Moynahan (до этого она снималась в "Рекруте") и понятно, что уж Бриджет никто не назовет сухой бабой, в особенности в приталенных брючных костюмах от Версаче-или-хрен-его-знает-кого, в которых она разгуливает по ходу фильма. Ну, тоесть Сюзан вообще не такая, какой ее рисовал Айзек. И, честно говоря, у меня возникает сомнение, что Сюзан, как она выглядит в фильме, могла бы быть самым большим авторитетом роботопсихологии в мире и влиятельнейшим человеком в USRobots. С другой стороны, если поставить вместо нее какую-нибудь страхолюдину вроде Kirsten Dunst из "Человека-паука" да загримировать лет на 20 сташре, то мне лично на нее смотреть вообще не захочется. Лучше уж я буду смотреть на Бриджет и ахать, как же эти режиссеры-продюсеры посмели переврать идеи Азимова. Кстати, вот Альфред Лэннинг, которого играет James Cromwell выглядит примерно так, как я и ожидал. Правда появляется он там всего лишь в паре эпизодов.

В общем, кино мне понравилось. Много шуток, много действия. все бегают туда-сюда и даже иногда разговаривают "за жизнь". Конечно есть нестыковки сюжета, но я вообще не обращаю внимание на такие вещи - при желании нестыковки можно найти и в "Войне и мире". Подводя итог скажу, что получил удовольствие от фильма и даже посмотрел бы еще раз.

19 июля 2004
 

Ссылки по фильму
На Yahoo
На IMDB

Азимов на Lib.ru:

Цикл "3 закона роботехники"
http://lib.ru/FOUNDATION/3laws.txt

Еще рассказы из цикла "3 закона роботехники"
http://lib.ru/FOUNDATION/robdream.txt

I, Robot
Дата выхода: 16 июля 2004
Режиссер: Jon Amiel
Сценарий: Isaac Asimov,
Jeff Vintar
В ролях: Will Smith,
Bridget Moynahan,
Alan Tudyk,
James Cromwell,
Bruce Greenwood


Пишите для olley:
opospyelov - yahoo.com
Follow olley_p on Twitter Instagram Пишите для Nat:
nat_sd - rambler.ru