На главную страницу
» Фильмы и рецензии »

"Time Machine"

"Машина времени"

Time Machine В школе я зачитывался книгами Герберта Уэллса. Ну, не всеми, конечно, но три самых известных, "Человек-нивидимка", "Война миров" и "Машина времени" я прочитал залпом. Разумеется, я не мог пропустить такое событие как выход экранизации "Машины времени". Гм, я и "Человека-нивидимку" (Hollow man) последнего посмотрел, как только приехал в США, спасибо Димке Елисееву. Там правда от Уэллса не осталось почти ничего, кроме злобного ученого ставшего необратимо невидимым. Ну да ладно, речь не о том, хотя Кевин Бейкон в роли невидимки мне очень понравился. Создается впечатление, что классики литературы в Голливуде сегодня на подъеме. "Человек-нивидимка", "Планета обезьян", "Властелин колец", теперь вот "Машина времени". Видимо это связано с выходом на новый уровень компьютерной графики и спецэффектов. Где-то после "Титаника" продюсеры пришли к выводу, что теперь можно снять что угодно и решили стряхнуть пыль со старых книг. "Планета обезьян" несколько выпадает из этого ряда, поскольку каких-либо компьютерных эффектов я там не припомню, но это можно считать исключением, которое подтверждает правило.

Помня Hollow man, я не особо надеялся на близкую к тексту экранизацию Уэллса, когда шел на "Машину времени". Так и оказалось. Изобретатель машины времени, Александр (Guy Pearce) создал ее для того, чтобы изменить прошлое и сохранить в живых свою невесту. Он и до этого был одержимым ученым, но после смерти Эммы (Sienna Guillory) стал еще одержимее и стал работать над машиной как проклятый, так что за четыре года таки создал аппарат и отправился назад, менять прошлое. Однако, оказалось, что прошлое изменить невозможно. Ну, не то чтобы уж совсем никак, но наиболее ключевые моменты все равно произойдут. Что определяет степень важности события там, естественно, не сказали, но предотвратить смерть человека получилось никак нельзя. Эмма, уведенная из парка, где она должна была быть убита грабителем, тут же погибла под колесами экипажа. Кстати, на одном этом парадоксе можно было сделать полнометражный фильм, но у Уэллса были морлоки, значит и в фильме должны быть морлоки, потому что без морлоков - никак. В Нью-Йорке девятнадцатого века морлокам взяться негде, поэтому Александр не стал долго экспериментировать, а отправился в глубокой печали в глубокое будущее. Да, кстати, действие происходит в Нью-Йорке, а не в Лондоне, как это было в книге. Англичанам все равно, а американцам ученый из Нью-Йорка должен быть ближе. Да и слава изобретателей машины времени опять же достанется Америке, что гораздо более политкоректно.

По пути в будущее Александр останавливается два раза в сороковых годах XXI века, но это буквально эпизоды. Хотя во время первой остановки есть момент, когда он заходит в библиотеку и разговаривает с компьютером. Этот эпизод мне наверное понравился больше всего во всем фильме. Орландо Джонс (Orlando Jones), играющий видеопредставление компьютера - просто класс!

В далеком будущем (через 800 000 лет) люди живут на стенах огромного каньона и в детстве говорят по-английски, а взрослея, забывают этот язык напрочь. Таким образом, у путешественника во времени не возникает особых сложностей с языковым барьером. Морлоки, разумеется, присутствуют. Только от Уэллсовских у них лишь цвет да среда обитания. Из половозрелого населения каньона по-английски может гооврить лишь молодая женщина (Samantha Mumba) и тут закручивается мелодрама. Ясен пень, что морлоки именно ее и похищают. Такая банальность как спасение в реке, как это сделал Уэллс тут не канает. Мамбу надо спасать прямо из логова морлоков и никак не меньше.

Морлоки в "Машине времени" страшные как орки во "Властелине колец", но какие-то неживые. И все, как один похожи на кого-то знакомого мне до боли. Глянул в зеркало - вроде не на меня, но так и не мог вспомнить. Если у Уэллса морлоки - это хрупкие лемуро-подобные создания, то здесь, они больше похожи на неардентальцев-альбиносов с гримасой удивления навечно застывшей на лице. Да, они так же едят людей, но кормят люди себя сами, без всякой помощи со стороны морлоков. А белых тварей они просто боятся и бегают от них с дикими криками и даже не пытаются сражаться. Концовка же старику Уэллсу и не снилась. Александр ставит машину на холостой ход и она взрывается, разнеся все морлокские пещеры к едреней фене. Вместе с морлоками разумеется. Разумеется, сам Александр и его подруга-элойка в последний момент выскакивают из пещеры. Разумеется, морлоки гнались за ними по пятам и не успели выскочить, отстав всего лишь на 34 сотых доли секунды. Таков финал. Морлоки изничтожены, а остатки благодарного человечества слушают Тома Сойера в исполнении библиотечного компьютера, пролежавшего под обломками более полумиллиона лет. Хотя, идея с Томом Сойером мне понравилась - люблю Марка Твена...

В общем, фильмец весьма посредственный. Снят уж очень по мотивам Уэллса. Однако, именно он сподвигнул меня на перечитывание "Машины времени", что можно смело причислять к достоинствам фильма. Спецэффекты присутствуют, но не такие уж чтобы "ах!" Путешествие во времени, с изменением пейзажей вокруг, сделано красиво, только сдается мне, что такую же графику может себе позволить телевизионный канал вроде "Discovery" в каком-нибудь рассказе о геологических изменениях. Масштабные планы вроде каньона, в котором живут люди, города XXI и IXX века по-видимому сделаны на компьютерах и сделаны симпатично, однако показываются очень коротко. Ученая одержимость в исполнении Гая Пирса выглядит более похожей на шизофрению, хотя может быть так оно и должно быть. Не знаю, ни с шизофрениками, ни с великими учеными мне сталкиваться не приходилось. Мне во всем фильме понравились два эпизода с участием Орландо Джонса. Они сыграны так, что я бы еще раз пересмотрел эти моменты. И очень неплохо сделана беседа с Верховным Морлоком, которого играет Джереми Айронс (Jeremy Irons). Он был там настолько загримирован, что я его и не признал бы, если б не IMDB.

Кстати, перечитав "Машину времени", я подумал, что, если экранизировать ее "в лоб", то фильм бы все равно получился хуже книги. В любом случае нужна была бы какая-то переделка сценария и доводка с учетом кинематографических особенностей. Но не на столько же...

А вот к чему там эпизод с украденными часами, я совсем не понял.

<14 марта 2002
 

Ссылки по фильму
На Yahoo
На IMDB
Г. Уэллс, "Машина времени" на lib.ru


Пишите для olley:
opospyelov - yahoo.com
Follow olley_p on Twitter Instagram Пишите для Nat:
nat_sd - rambler.ru